|
|
|
|
Вопросы
0) Когда
будет экзамен по ТРЯП в этом году? Ответ: 9
ноября 1) Как в более общем случае
определяется LR(k)-грамматика (в том числе для k, отличных
от 1). P.S. С 2005-06 уч. года в лекционном курсе даётся другое
(более доступное, но не менее строгое) описание и определение соответствующих
вопросов. Поэтому приводимые выше ссылки на материалы следует считать
предназначенными только для общей эрудиции и в историческом аспекте. 2) Можно
ли познакомиться с вариантами экзаменационных заданий, предлагавшихся по
курсу ТРЯП ранее? 3) Какая KC-грамматика
называется приведённой? 4) Могу ли я рассчитывать на
зачёт автоматом? ( Е.Новиков и др.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Ответы: Ответ_01: Как в более
общем случае определяется LR(k)-грамматика (в том числе для k, отличных от
1). (коллектив авторов) Ответ:
Для этого можно воспользоваться определением, приведённым в известной книге
А.Ахо, Дж. Ульмана ( Ответ_02: Можно ли познакомиться с вариантами экзаменационных
заданий, предлагавшихся по курсу ТРЯП ранее? Юрий Максимов. Ответ: можно
познакомиться с примерной структурой этих заданий. Задачи 2012 г.
с намётками решения здесь. Тоже в pdf. Ответ_03: У меня вопрос по поводу задачи 5 б). из контрольной. >Дело в том, что Сергей Павлович (Тарасов) давал
следующее определение приведенной грамматики: >
"KC-грамматика называется приведенной, если в ней нет циклов,
бесполезных символов и е-правил.". >Тогда грамматика задачи №5 варианта 10 не является
приведенной, т.к. в ней есть е-правило... Так что же у
меня неверно? Максим
Недовесов. Ответ следующий. 1. Существуют
два определения приведённости КС-грамматики: - более общее,
ограничивающееся только отсутствием бесполезных знаков (которое приводилось у
нас на семинаре) - и более
жёсткое, в котором дополнительно указываются упомянутые Сергеем Павловичем
ограничения. Поэтому и то, и другое определение используются и считаются
правильными. Кстати, про наличие этих двух пониманий я точно на семинаре
говорил, во всяком случае, упоминал о дополнительном требовании об отсутствии
циклов в более жёстком определении приведённости. 2. В
преподавании учебного курса ТРЯП за прошедшие почти 30 лет уже сложились
определённые обычаи, в том числе и в том, какое определение приведённости использовать
в курсе как основное. Обычно, начиная с основателя данного курса лауреата
гос. премии доц. Владимира Михайловича Курочкина, используют именно то
определение, более широкое, которое было изложено мною присутствующим на
семинаре, как основное. 3. Если вы
считаете нужным использовать более жёсткое определение приведённости,
отличающееся от того, что было предложено в качестве основного на нашем
семинаре, то, думаю, вам следовало бы
хотя бы упомянуть это определение полностью, а то получилось, что вы (и ряд
иных студентов) будто бы считаете, что приведённость - это только отсутствие
е-правил, что, конечно же, неверно. либо, что
называется, сдавать эту задачу не мне, а лично Сергею Павловичу. Тогда он,
надеюсь, правильно бы понял все ваши сокращения и умолчания. А Сергей
Павлович - очень активный и эрудированный человек с интересом к новым формам
работы (он, к примеру, первым начал активно использовать в курсе ТРЯП
интернет-страничку), к изучению и освещению дополнительных сведений по
предмету и т.д. Эту его замечательную особенность, видимо, стоит учитывать (в
том плане, что проявлять более высокую внимательность). |
|
|
Ответ_04
на вопрос: Могу ли я рассчитывать на зачёт
автоматом? ( Е.Новиков и др.): Отвечаю: 1) Для особо успевающих учащихся, т.е. а) имеющих высокие
твёрдые оценки на очных испытаниях (контрольных и самостоятельных работах) в
ходе обучения по лекционному и семинарскому курсу, б) проявляющих
деятельный, культурный и достаточно конструктивный интерес к предмету на
занятиях и ответственное (соразмерно к затратам общества на обеспечение
занятий и собственной воспитанности) к ним отношение, в) успешно и
своевременно (в т.ч. с учётом разбивки задания на части) представляющих
решение задания по данному курсу г) принимающих посильное
и по собственному интересу участие в дальнейшем совершенствовании обучения по
данному курсу (см. ниже). предусмотрены
представляющиеся разумными и посильными поощрения: досрочные и накопительные
(т.н. автоматом) засчитывания испытаний, в социальном и
материально-техническом плане - предоставление больших возможностей для
обучения и для заслуженного отдыха и восстановления сил и др. Иными словами в какой-то
степени воплощается кибернетический принцип «Необходимого и достаточного
разнообразия» отклика системы (просвещения) на заметное разнообразие
проявленных (слово в прошедшем времени) на деле способностей и усердия к
просвещению (прежде всего собственному,
а также товарищей по группе, курсу, институту, школьников, иных друзей
и сограждан…) 2)
Количественные
критерии, на мой (личный, пристрастный) взгляд, следующие: по
п. (1.а): отличные и хорошие оценки за очные письменные испытания. (1.б): посещение большей части (> 2/3)
лекций и семинаров по предмету, при затруднениях или наличии более
предпочтительных/ неотложных мероприятий (встреча с видным учёным, научная
(студенческая) конференция, какие-то особые обстоятельства) – предупреждение
о невозможности посещения занятий заранее, а не явочным порядком. (1.в): по всем прикидкам первую часть
задания хорошо бы представить (уже в законченном виде) на проверку в первых
числах ноября. Первое занятие в ноябре в этом учебном году прошло 5.11.05. (1.г): каждый курс, его методическое обеспечение
в некотором смысле живёт и движется – где-то вверх, а где-то и отстаёт (при
уменьшении интереса и/или доступных возможностей) или остаётся на прежнем
уровне (когда коллеги в других местах – и в России и за её пределами могут и
по возможностям продолжают двигаться вперёд). Вы сами видите, что сейчас многое можно
сделать только на общественных и/или попечительских началах - на Физтехе, к
примеру, до сих пор нет электронного каталога научной библиотеки. Для справки - в первых московских вузах они
появились более 12 лет назад, в том же МЭИ, а ныне электронные системы
обеспечения библиотек, в т.ч. типовые,
широко используются в вузах Новосибирска, Красноярска, Якутска, Владивостока,
не говоря уже о европейской части страны). Где можно продвинуться общими усилиями по
курсу ТРЯП, спросите вы? Давайте попробуем перечислить в первом приближении: Когда выпускается новое учебное пособие
(печатное или электронное) – А) неплохо бы обнаружить сам факт его
появления. Б) нередко, особенно если пособие
подготовлено в своём вузе (а для вас Физтех – это свой ВУЗ?) нужна посильная
и попутная (при собственном освоении курса) помощь в выявлении и
документировании допущенных неточностей, ошибок, опечаток – для учёта в
возможных переизданиях. Замечу, что по поводу нашей книжки (ТРЯП) за 3 года
всем её авторам поступило от студентов разве что пара УСТНЫХ замечаний на
этот счёт. Сейчас, к новому
изданию, соответствующий просмотр авторами первого издания сделан, вам
отвлекаться уже не надо. В) если книжка представляется полезной,
например, даёт дополнительный материал для тех, кто приходит в институт
системного программирования (как на физтеховскую базу) и продолжает более
глубоко заниматься теорией и практикой построения компиляторов или освещает
предмет немного с иной точки зрения, то неплохо бы обсудить вопрос о
целесообразности её приобретения для учебной библиотеки. Но для этого надо
связаться с базой и/или со старшекурсниками, м.б. провести их анкетирование
(бумажное/электронное). Сделать выводы… Саму заявку подготовят на кафедре, но
если способностей и тесно связанного с ними желания к освоению курса ТРЯП даже по имеющимся
пособиям проявляется очень мало, то и энтузиазм к подготовке заявки –
соответствующий. А что будет, если заявки не будет? Тогда
либо книжки не приобретут совсем (как недавнюю книжку Хопкрофта и др. – см.
на сайте), либо приобретут в кол-ве 1 (один) экз. (пример – книга А.Ахо и Дж.
Ульмана по теории синтаксического анализа, изданная в Г) В электронном виде можно собирать не
только готовенькие решения заданий за прошлые годы, но и учебные пособия в
электронном виде. Студенческие начинания подобного рода на нашем факультете
по ТРЯП мне по сию пору не известны. Д) За бугром, в общем-то, давно уже
подобные курсы изучают не только на лекциях и семинарах, но и на лабораторных
работах. А здесь разработка требует уже ещё больших затрат, чем при
подготовке учебного пособия. А вот целесообразность подобного начинания,
особенно после итогов очередной контрольной, скажем прямо, не очевидна. Перечисленное, конечно, только наиболее
очевидная часть сложностей, однако для более подробного конструктивного
обсуждения мы с вами, думаю, на сегодня ( Так что критерии и пожелания по освоению
курса вполне ожидаемы и известны, о предпочтительности их своевременного
выполнения вам неоднократно напоминали, а как у вас это получается – смотрите
сами. |
|
|
|
|